PageRank

Гербы Киева

В начало





v ca6aka ladimir.kiev.ua

Фотогалерея



Православие, лад и мир. Орудия воина духа.
      


Гео-Киев




ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ О КИЕВЕ

Киев. Справочник: 
А Б В Г Д Е Ж З И І К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Художественные произведения о Киеве. 1) Литературные произведения о Киеве. Начала худож. отображения Киева — в нар. творчестве Киевской Руси. Слава древнего города воспета в былинах о трёх киевск. богатырях — Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче, о киевск. силаче Кирилле Кожемяке, в многочислен. легендах, сказаниях, думах. В этих произведениях Киев олицетворяет патриотич. гордость народа, единство Русской земли (см. Народнопоэтическое творчество о Киеве). «Сей бо Кіевъ, и честь, и мати, и глава всей Русской земле бысть» — пишет летописец под 1155. Выдающиеся произведения, в которых нашла отражение тема о Киеве 11–13 вв. — «Повесть временных лет», «Поучение» Владимира Мономаха, «Моление» Даниила Заточника, «Киево-Печерский патерик». Киев неотделим от «Слова о полку Игореве». Отзвуки нашествия Батыя, татар, нападений, в том числе на Киев. землю, составляют содержание большинства историческ. песен украинск. народа. В 17 в. лит. центром города стала Kueeo-Могилянская коллегия. Её профессора и ученики посвящали Киеву торжеств, речи, стихотворения и драм. произведения. В древнем Киеве происходило действие драмы Феофана Прокоповича «Владимир». С Киевом тесно связаны жизнь и творчество Г. Сковороды. Значение города в историческ. судьбе братских славян, народов, неповторимую его поэтич. красоту подчеркнул Т. Шевченко во многих своих произведениях. Много внимания городу уделял М. А. Максимович (альманах «Киевлянин», «Украинец» и др.), Е. П. Гребника (баллада «Банкет Рогдая», поэма «Богдан»; см. также Гребанки улица). Худож. образ Киева, воспоминания о нём запечатлены в поэмах, стихах, повестях русских прозаиков и поэтов: А. Пушкина («Песнь о вещем Олеге», «Руслан и Людмила» и др.). Н. Гоголя («Тарас Бульба», «Вий», «Страшная месть»), A. Хомякова (стихотворения «Киев», «Кающаяся Россия»; см. также ст. «Зелёная гостиница»), B. Измайлова («Путешествие в полуденную Россию»; 1800–02), А. Павловского («Ведьма и вор»; 1808), Н. Венгера («Толпа зевак», сагирич. повесть о контрактовой ярмарке; 1835), И. Тургенева («Накануне»), поэта А. Апухтина («Скерцо», бывал в городе в 1871, 1873), в письмах А. Грибоедова (см. Грибоедова улица), С. Над-сона, А. Блока (см. Блока Александра улица), Ф. Тютчева (жил в Киеве в гостинице «Европейская» на ул. Крещатик № 2 с 27 июля по 10 августа 1869). Ф. Тютчев, в частности, писал: «Я только что воротился из Киева, который удалось мне видеть во всём его блеске...». Впоследствии Ф. Тютчев в письме к А. Майкову отмечал: «Да, я Киевом остался совершенно доволен. Он оказался принадлежащим к той редкой категории впечатлений, оправдывающих чаемое. Да, замечательная местность, закреплённая великим прошедшим и очевидно предназначенная для ещё более великого будущего. — Тут бьёт ключом один из самых богатых родников истории». Тёплые строки Киеву посвятил И. Аксаков, отмечая: «В его красоте есть что-то вечно свежее и молодое». В 19 в. о Киеве появляются исторические романы и повести «Аскольдова могила» М. Н. Загоскина (1833), «Банкет Святослава» Н. А. Полевого, стихотворения И. Козлова, В. Бенедиктова (все — под названием «Киев»), А. Подолинского «На руинах Десятинной церкви». Интересные факты из киевск. жизни оставил Н. Лесков в очерках «Печерские антики», повести «Заячий ремиз» и др. произведениях. Широко известна серия очерков А. Куприна «Киевские типы»; в Киеве происходит действие его повести «Яма». Городу над Днепром посвятил произведение «Киевские пещеры» И. Анненский. Одна из первых украинск. повестей из городск. жизни, местом действия которой является Киев. — «Тучи» И. Нечуя-Левицкого. К изображению киевск. быта он обращался в рассказах «Киевские нищие», «Афонский проходимец», комедии «На Кожемяках» (впоследствии была переработана М. Старицким под названием «За двумя зайцами»). Чудесные киевск. пейзажи писатель нарисовал в рассказах «Ночь на Днепре», «Вечер на Владимирской горе». Дореволюционн. Киев описан также в произведениях многих др. украинск. писателей, в частности А. Свидницкого, Марко Вовчок, Леси Украинки, М. Коцюбинского, А. Тесленко. Картины быта, природу города отобразил в рассказах и очерках В. Короленко («На Лукьяновке» и др.). Киев. тематика широко представлена в творчестве еврейского писателя Шолом-Алейхема. Киев посещали многие писатели с мировым именем: польс. поэт А. Мицкевич, франц. романист О. де Бальзак (в городе начал произведение «Письмо из Киева»; см. Бальзака Оноре де улица), болгарск.. писатель И. Вазов. Все они оставили восторженные строки о городе. С победой Великого Октября лит.-худож. образ Киева создают писатели советск. эпохи. В разных жанрах они воспевают жизнь города, социалистич. преобразования в нём. Многие произведения посвящены отдельным революционн. событиям в городе, воссозданию героич. лет борьбы за Сов. власть, раскрытию духовного величия строителей нового общества. Сов. писатели обращаются и к истории древнего Киева. Этой теме посвящены пьесы И. Кочерги «Ярослав Мудрый», «Свадьба Свички». Прошлое Киева предстаёт в истор. романах С. Скляренко «Святослав» и «Владимир»; П. Загре-бельного «Диво», «Первомост», «Смерть в Киеве», «Евпраксия»; B. Шевчука «На поле смиренном...», историч. поэме Л. Горлача «Ночь в Вышгороде», романах Р. Иванченко «Гнев Перуна» и «Золотые стремена». Произведения советск. писателей о прошлом Киева проникнуты идеей общей истор. судьбы трёх братских славян, народов («Город пятнадцати веков» О. Гончара). Эта идея чётко звучит в стихотворных текстах М. Рыльского, написанных им для романа А. Ильченко «Казак Мамай и чужая молодица»: «Ми за волю свою Стоїмо у бою Нерушимо — міцною стіною, — Ми найдемо в віках Щастя ясного шлях, Коли буде наш Київ з Москвою». Картини дореволюционн. Киева представлены в романе Е. Кротевича «Над Славутичем-Днепром». События, связанные с революционн. борьбой в городе, отражены в повести C. Мстиславского «Грач, птица весенняя» (писатель проживал в Киеве в 1918; а также в 1919 — по ул. Пушкинской № 26). Документированная картина полит. и обществ. жизни Киева в 1917–18 дана в романах Ю. Смолича «Мир хижинам, война дворцам», С. Скляренко «Путь на Киев». Нар. борьбе за Сов. власть в городе посвящены киноповесть А. Довженко «Арсенал», драм. поэма А. Левады и А. Малышко под тем же названием, повесть Ф. Бурлаки «Шулявская республика», пьеса В. Суходольского «Арсенал» и др. произведения. Большинство советск. худож. произведений о Киеве повествуют о расцвете города в советск. период, о его достопримечательностях, о самоотвержен, труде киевлян. Антологию поэтич. произведений о социалистич. Киеве открывают сборники М. Рыльского «Киев», «Голосеевская осень» и др., стихотворения П Тычины «Над Днепром», «Киеву»; В. Сосюры «Я иду. где памятник Богдану», «Памятник Ватутину»; А. Малышко «Киеву», «Снова цветут каштаны» и др. Широко известны стихотворения о Киеве: Н. Винграновского — сб. «Киев» и др., Д. Павлычко — цикл «Киевские сонеты», Н. Нагнибеды «Киеву», «Песня о Киеве», И. Неходы «Родной Киев», Т. Масенко «Улица Ульяновых в Киеве», П. Воронько — цикл «Когда я в Киев возвращаюсь», П. Усенко «Моему городу», В. Коротича — цикл «Голоса Киева», В. Бычко «Мой Киев — витязь! Мой свето-град», А. Новицкого «Слава Киеву, городу-герою», «Песня о,Ленинской кузнице"», Н. Терещенко «Золотые ворота», «Киев», Б. Олейника «Работа», «Золотые ворота», П. Дорошко «Киев», Н. Забилы «Родной Киев», П. Би-бы «Киев ждёт на горе», «Пой, Крещатик!», С, Голованивского «Ночь над Киевом», В. Бровченко «Киев утренний», «Голосеевский лес», И. Драча «Киевское небо», «Арсеналу», триптих «Київський оберіг», Д. Луцепко «Киев мой», «На площади Богдана Хмельницкого», «Город моей судьбы», А Ющенко «Мария Ульянова в Киеве», «Киеву», Н. Шеремета «Крещатик», Ю. Петренко — цикл «Киевские акварели», И. Цюпы «Думы о Киеве», В. Ла-годы «Гордо идут вперёд киевляне», И. Гончаренко «Перед памятником Ватутину», М. Игнатенко «На бульваре Леси Украинки», Б. Степанюка «Памятник Ленину в Києве», «Владимирская горка», Н. Тарновского «Родному Киеву», А. Чубач «Русановская слободка», «Городской туман», Н. Кащук «На Нивках», В. Коломий-ца — цикл «Свитень», Ф. Малицкого «Мост имени Патона», Л. Дмитерко «Киевские кручи», М. Пригары «Покрытый солнцем Киев», В. Бильного «Киевские октавы», А. Довгого «Киеву», Б. Палийчука «Киев», А. Пидсу-хи «Стань на берегу Днепра», Н. Сынгаевского «Киевский ноктюрн», В. Ткаченко «Хризантемы», В. Швеца «На кургане Славы», Я Городского «Киевские стихи», Т. Коломиец «Мой Киев», A. Кацнельсона «Крещатик», стихотворения И. Жиленко, С. йо венко, Л. Костенко, Л. Кульбак, B. Симоненко, Л. Скирды и др.; прозаич. произведения: Н. Островского «Как закалялась сталь», М. Бажана «Раздумья и воспоминания», А. Бойченко «Молодость», И. Сенченко «Соломенские рассказы», В. Собко «Лихобор», А, Хорунжего «Город над нами», Ю. Бедзика «Этажи Оболони», Н. Сидоряка «Труханов остров», Ю. Мартича «Киевская повесть», Н. Рыбака «Киев», А. Копыленко «Десятиклассники», Ю. Збанацкого «Ищите и найдёте», С. Пла-чинды «Россы», А. Дрофаня «Поклонитесь кургану», В. Дрозда «Одинокий волк», А. Хижняка «Киевская прелюдия», Ю. Щербака «Светлые танцы прошлого» и др.; пьесы: В. Собко «Киевская тетрадь», Г. Плоткина «Мост Патона» и др. Тяжёлым испытанием для Киева стали грозные годы Великой Отечеств. войны. Пламенные слова нашли писатели, воссоздав в литературе подвиги киевлян в битве с ненавистным врагом, героич. борьбу за Киев. Теме Киева в годы Великой Отечеств. войны посвятили свои произведения: П. Тычина — стихотворение «Киев», М. Бажай — цикл «Киевские этюды», Ю. Яновский — сб. «Киевские рассказы», рассказы «Киевская соната» и «Город за проволокой», И. Кочевга — пьесу «Чаша», П. Панч — очерк «Киев через пять лет», Л Дмитерко — пьесы «Генерал Ватутин» и «Крещатый яр», И. Головченко и А. Мусиепко — роман «Золотые ворота», Н. Рыбак — новеллу «Флаг», П. Воронько — поэму «На Киев», Н. Шеремет — повесть «Мы отходили последними», С. Голованивский — поэму «Город над Днепром», Л. Серпилин — повесть «Рассвет», С. Журахович — роман «Киевские ночи», В. Чередниченко — повесть «Нерушимая стена», А. Москаленко — повесть «Киев», Г. Плот-кин — повесть «Из фронтового дневника А. Гуреев — повесть «Комендантский час», П. Северов и Н. Халемский — повесть «Последний поединок» и др. Сведения о Киеве содержат лит. произведения А. Белецкого «Образы Киева в художественной литературе», Е. Кротевича «Киевские встречи», Л. Хинкулова «Литературные прогулки по Киеву» и «Писатель жил в Киеве», Г. Григорьева «В старом Киеве». Братскую любовь к Киеву, к его жителям постоянно проявляют писатели всех республик Сов. Союза, стран социалистич. содружества, прогрессивные писатели многих стран мира. Тема Киева давно вышла за пределы украинск. литературы, приобрела всесоюзное и международное звучание. Истор. прошлое и настоящее Киева, образы его жителей отображены в творчестве многих отечеств. и зарубежных прозаиков и поэтов. Киеву посвятили свои произведения рус. советск. писатели: В. Маяковский — «Киев», Н. Тихонов — «Украина», «Киев», А. Сурков — «Разведчики вышли к Днепру», О. Форш — «Новый памятник», А. Ахматова — «Киев», Н. Ушаков — «Киев», «Повесть быстротекущих лет», Л. Вышеславский — «На твоих удивительных улицах», «Святыня сердца моего», Н. Ры-ленков — «Киеву», Б. Палийчук — «Столица Украины», «Киевское море», К. Паустовский «Повесть о жизни», М. Булгаков — роман «Белая гвардия», пьесу «Дни Турбиных», а также М. Ша-гинян, М. Комиссарова, А. Прокофьев, И. Эренбург (см. Эрен-бурга Ильи улица), П. Антокольский, Д. Кедрин, М. Кольцов (см. Кольцова М. бульвар) и др. Авторами стихотворений и проза-ич. произведений о Киеве среди писателей народов СССР являются: X. Берулава из Грузии — «Прощание с Киевом», поэты из Армении Г. Борян — «Киев», П. Зорьян «Киев», С. Капути-кян — «Под киевскими каштанами» и «В садах Киева», рус. и коми писатель К. Жаков — раздел «Киев» автобиографич. тетралогии «Сквозь строй жизни», К. Маликов из Киргизии — «По городу Киеву», Ф. Рокпелнис из Латвии — «Воспоминание о Киеве», поэты Г. Рамазанов — «Крещатик», М. Карим — «Киев» (оба — из Башкирии), И. Тарба из Абхазии — «Живёт в Киеве мой друг», писатели из Белоруссии, Азербайджана, Узбекистана, Казахстана, Молдавии, Литвы, Таджикистана, Туркмении, Эстонии, ряда автономных республик. Среди зарубежных авторов, писавших о Киеве, — болгары Д. Гун-дов («Киев») и Ла.мар («Путевые записки»), чех Я Поничан («Зимняя песня о Киеве»), кубинец Ф. Хамис («Киев»), тур. поэт Н. Хикмет (стихотворение «Киев») и многие другие. См. также статьи об улицах, названных именами писателей, и о мемор. досках, установленных в их честь; статью Иностранцы о Киеве. 2) Киев в изобразительном искусстве. На протяжении столетий живописцами и графиками создана богатейшая худож. летопись города. Уже в памятниках искусства Киевской Руси (миниатюры «Изборника Святослава», 11 в.) встречаются архитектурн. мотивы, навеянные, повидимому, киевск. строениями. Аналогичные изображения есть и в «Радзивилловской летописи» (15 в.). На одной из миниатюр «Киевской псалтыри» (1397) дано символическое изображение Киева в виде башни, обрамлённой головами, которые источают изо ртов потоки воды, олицетворяющие Днепр и Десну. Схематические изображения архитектурн. сооружений и планы отдельных участков помещены в описании Киева, составленном львовским купцом (немцем по происхождению) М. Груневегом, который посетил город в октябре 1584. В 17 в. появились многочисленные изображения Киево-Печерской лавры, особенно в гравюрах на дереве, в книгах лаврских изданий. Одной из первых таких книг, на титульном листе которой в центре изображён Успенский собор, а по бокам — виды Дальних и Ближних пещер, явились «Беседы Иоанна Златоуста на деяния и послания святого апостола Павла» (1623). Если изображение собора эмблематическое, декоративно-орнаментальное, то виды пещер выполнены конкретнее. Ещё более конкретны изображения лавры в гравюрах к «Патерику Печерско-му» (16G1) мастера Ильи, прибывшего в Киев из Львова. Здесь, на титульном листе, Успенский собор предстаёт в обрамлении украинск. нар. орнамента. Гравюра на меди, получившая на Украине в кон. 17–1-й пол. 18 в. широкое распространение наряду с ксилографией, позволила мастерам А. и Л. Тарасевичам, И. Щирскому, А. С. Козачковскому, Г. К. Левицкому и др. избежать схематизма изображений, обогатить их, в частности пейзажными мотивами, реалистическими чертами. Пейзажи Киева, его живописных окрестностей играют в произведениях названных гравёров большую роль. Образный строй гравюры Л. Та-расевича «Иеремия Прозорливый» («Патерик Печерский», 1702) основан на контрасте суровой пещеры, где уединился отшельник, и панорамы весеннего полноводного Днепра, На гравюрах предстают воздвигнутые в Киеве после пожара 1718 сооружения в стиле украинск. барокко. Особенно интересны в этом отношении архитектурн. пейзажи и изображения отдельных зданий в так называемых «Тезисах» и панегириках, ежегодно издававшихся Киевской академией в честь её ректора и др. высокопоставленных лиц. На гравюре И. Щирского, посвященной ректору П. Колачинскому, студенты во главе с богиней мудрости Минервой показаны на фоне двухэтажного здания академии. В «Тезисах» Г. Левицкого, посвященных киевскому архиепископу (позднее — митрополиту) Р. За-боровскому, в клеймах изображены виды и здания Киева, связанные с его деятельностью. Изображения архитектурн. памятников лаврского ансамбля, а также моделей некоторых из них имеются и в гравюре этого мастера, посвященной архимандриту Р. Копе. Важное значение для формирования в пейзажах целостного образа Киева имели планы города, снятые в 17 — начал. 18 в. Особенно интересен в этом отношении состоящий из трёх гравюр план А. Кальнофойского (1638). Этими и более поздними планами пользовались некоторые художники, изображавшие Киев. в частности иностранцы. Среди последних особого внимания заслуживает голландец А. ван Вестерфельд, пользовавшийся планом А. Кальнофойского. В 1651 художник вошёл в Киев вместе с войском ли-тов. гетмана Я. Радзивилла и на рисунках, известных по копиям, снятым в кон. 18 в. для польс. короля Станислава Августа, запечатлел битвы на фоне панорамы Киева, в которых участвовало литов. войско; шествие войска на фоне архитектурн. сооружений: Софийского собора, Золотых ворот и др.; руины зданий, ансамбли Киево-Печерской лавры и Межигорского монастыря и так далее На титульном листе, открывающем альбом, сквозь арки фантастич. здания изображены Софийский собор, Михайловский Златоверхий монастырь, Золотые ворота и др. наиболее значит. архитектурн. памятники города. В 80-х гг. 18 в. в связи с поездкой Екатерины II на Украину, проводились исследования древностей Киева. Находившийся в свите императрицы художник Хэтфилд исполнил рисунки, в которых воспроизвёл общий вид города, Подола, Киево-Печерской лавры и др. На рисунках есть изображения киевлян. В 1809 историко-археол. экспедиция под руководством К. М. Бороздина, в состав которой входил художник Д. И. Иванов, совершила путешествие по стране и посетила Киев. Здесь было исполнено много рисунков и чертежей. Патриотический подъём, вызванный победой в Отечественной войне 1812, обострил внимание к ге-роич. прошлому России, к памятникам её славы, в том числе и к Киеву. В 1813–14 путешествовавший по Европе англичанин Дж. Джемс побывал в России, в частности на Украине. Из исполненных им здесь 24 рисунков 8 посвящены Киеву: «Вид на Киев издали», «Сады дворца в Киеве», «Вид старого Киева с окраин Печер-ска», «Интерьер Софии Киевской» и др. Эскизные зарисовки, композиционно построенные в соответствии с требованиями классицизма, отличаются, однако, живостью, достоверностью и сохраняют значение худож. историко-ар-хит. документов. Киев 20-х гг. 19 в. широко представлен в «ви-дописи». Произведения «видопис-цев», стремившихся к почти протокольной точности изображения, ценны тем, что в них запечатлены изменения в облике Киева, происходившие на глазах у художников в связи с осуществлением утверждённого в 1834 плана реконструкции города: освобождение древних руин из-под скрывавшего их земляного покрова и вместе с тем — уничтожение древних валов в связи с прокладкой новых улиц, сооружение новых зданий. Таковы произведения историка Н. В. Закревского, поэта В. А. Жуковского («Киев. Церковь Андрея Первозванного», «Собор Успенский в Лавре Печерской», «Пещера. Мощи преподобного Нестора летописца» — 1 пол. 19 в.), журналиста П. П. Сви-ньина, рус. и украинск. художников М. М. Сажина, Ф. Г. Солнцева. В. Ф. Тимма, Г. Ф. Ваничека, Н. К. Брезе, Г. Г. Гагарина, а также приезжавших сюда или рабоїавших в Киеве иностранцев: француза Я де ла Флиза, немцев Я. Г. Блазиуса, Галле, Гроте, А. Петцольда, поляка Н. Орды и др. Их пейзажи обычно воспроизводились в литографиях. Много пейзажей Киева принадлежит М. Сажину (исполнены в 40–50-х гг. 19 в.). Некоторые из них написаны масляными красками («Переправа через Днепр возле Киева», «Праздник закладки Цепного моста в Киеве», 1848), большинство — акварелью («Остатки монастыря св. Ирины близ Софийского собора», «Старый Киев. Печерск», «Вид Киева с Куре-нёвки», «Вид Толкучего рынка на Подоле», «Университет», «Остатки Золотых ворот времён великого князя Ярослава», «Щекавица, место, где похоронен князь Олег», «Памятник князю Владимиру», «Понтонный мост со стороны Чернигова» и др.). Во многих пейзажах М. Сажина в большей или меньшей степени представлены жанровые мотивы — сцены городского быта. По рисункам М. Сажина архитектор-художник И. Лауфер издал в 1846 в Киеве альбом литографий «Виды Киева». Некоторые пейзажи в этом издании («Вид Института благородных девиц» и «Вид Киево-Печерской лавры от надвратной церкви») И. Лауфер исполнил по собственным оригиналам. Отдельные литографии по акварелям М. Сажина напечатала по заказу Киево-Печерской лавры фирма Ш. Лемерсье в Париже. Значит. интерес представляют написанные в 40-х гг. акварели Ф. Солнцева и приписываемые ему работы. В 60-х гг. по некоторым из них Л. А. Серяков исполнил для Киево-Печерской лавры ряд гравюр с изображением архит, памятников Киева. Акварели, изображавшие окраины Киева и сёл, вошедшие впоследствии в черту города, написал в 1854 главный медик Киевского наместничества Я де ла Флиз в качестве иллюстраций для подготовленных им «Медико-топографических описаний Киевского округа...»: «Деревня Нижняя Лыбедь, Демиев-ка», «Предместье Зверинец Печерский», «Деревня Зверинец Вы-дубицкий», «Деревня Софийская Борщаговка», «Деревня Никольская Борщаговка» и др. Значит. интерес представляют выполненные масляными красками и акварелью пейзажи Гроте, преподававшего рисование в Киев. институте благородных девиц: «Вид Киева с левого берега Днепра» (1849), «Строительство Никольского спуска к Днепру в Киеве» (1850), «Вид со склона Царского сада на старый Киев. Подол и Днепр» (1851) и особенно — частично дошедшая до нас в фотографиях круговая панорама города, написанная с крыши здания института благородных девиц. Большой вклад в худож. летопись Киева внесли Т. Г. Шевченко и художники его круга: В. И. Штернберг, И. М. Сошенко и др., намного опередившие в своих исканиях современников — «видо-писцев». В. И. Штернберг создал романтич. картины «Вид на Подол», «Переправа через Днепр под Киевом» (обе — 1837), рисунки «Крещатик», «Гора Щекавица в Киеве», «Торг на Подоле» и др. В обширном плане худож. периодического издания «Живописная Украина» Т. Шевченко видное место занял Киев. В первый выпуск вошли исполненные по рисункам с натуры офорты «В Киеве» и «Выдубицкий монастырь в Киеве» (1844). Здесь Т. Шевченко создал поэтичный, лирически проникновенный образ города. Из воспоминаний А. С. Афанасьева-Чужбинского известно, что Т. Шевченко задумал вместе с М. Сажиным «снять все замечательные виды Киева». Из этих произведений Т. Шевченко сохранилась акварель «Костёл в Киеве» (1846). Т. Шевченко, по мнению некоторых исследователей, является автором подписанных М. Сажиным рисунков сепией и акварелью «Церковь Всех святых в Киево-Печерской лавре» и «Аскольдова могила». Сохранились карандашные зарисовки Киева, исполненные в начал. 60-х гг. И. Сошенко. В те годы В. Тимм по фотографиям сделал для издававшегося им в Петербурге «Русского художественного листка» несколько литографированных видов Киева, в том числе только что сооружённого Цепного моста. Пейзажи Киева печатались также в Лейпциге (фирмой Ф. А. Брокгауз для «Памятных книжек»; часть из них вошла в отдельные тетради, выпущенные под названием «Виды Киева») и в Варшаве (по рисункам Н. Орды). В 40–70-х гг. ряд альбомов литографий издал в Киеве И. Вальнер («Виды и монументальные памятники Киева и его окрестностей», 1846). Во 2-й пол. 60-х гг. в типографии Киево-Печерской лавры, куда в 1866 были приглашены из Германии ксилограф Л. Кваас и литограф Г. Шенгальд, а из Швейцарии литограф И. Гаупт, эти мастера и их ученики создали, преим. по фотографиям, много видов Киева. К образу Киева обращались художники последующих поколений, в частности передвижники и близкие к ним мастера (А. К. Саврасов, «Вид Киева с Днепра на Печерскую лавру», 1852; М. К. Клодт, «Вид Киева из сада Муравьёва», 1871; В. Г. Перов, «Выгрузка извести на Днепре», 1872; П. П. Верещагин, «Киев. пристань», «Виды Межигорской фаянсовой фабрики»; А. П. Боголюбов, «Днепр», «Киев. Дворцовый сад», «Киев от пещер»; В. Д. Орловский, «Возле Днепра. Киев», 1874; В. А. Серов, «Киев», 1878; Н. И. Мурашко, «Мотив окраины Киева», 1879; «Над Днепром», 1880–90-е гг.; Г. Г. Мясоедов, «Из окраин Киева», 1884; А. М. Васнецов, «Перунов холм в Киеве»). Цекоторые изображали древние сооружения как фон для показа жизни простых людей (Н. А. Ярошенко, «Слепые калеки под Киевом», 1879). Внимание художников привлекали также и окраины, задворки города, где ютился трудовой люд (С. И. Светославский, «Разлив Днепра на Оболони», «Киев. Подол», «Окраина Киева зимой», «Окраина Киева»; П. А. Левченко, «Задворки Софийского собора в Киеве», «Куренёвка», 1916 и др.; Г. К. Дядченко «Вечер над Днепром», «Киев. вид на Подол», 1912). На картине Н. К. Пимоненко «Киевская цветочница» (1897) миловидная улыбающаяся девушка изображена на фоне залитого солнцем Крещатика; на полотне под тем же названием (1908) одинокая, усталая женщина предстаёт в тусклом свете газового фонаря на фоне глухой стены. В начал. 20 в. много лирич. пейзажей Киева создали Н. Г. Бурачек («Серая осень, Киев», «Окраина Киева. Зима», «Зима, Киев», «Крыши под солнцем», «На Днепре в сумерки»), А. А. Маневич («Крыши Киева», «Весна на Ку-ренёвке», «Осень, городской мотив»), В. К. Менк, Г. П. Светлицкий («Киев. вид на Подол», 191G, и др.), И. С. Ижакевич («Вид на слободку», 1905–06; «Киево-Печерская лавра», 1913, и др.); приезжавший сюда из Львова И. И. Труш («Днепр близ Киева», «Памятник крещения Руси», «Памятник Богдану Хмельницкому», «Софийский собор»), часто бывавший здесь польс. живописец Я. Станиславский («Днепр под Киевом», «Михайловский собор», около 1903). Здания Михайловского монастыря, Киево-Печерской лавры и др. архитектурн. памятников запечатлел в пейзажах В. Г. Кричевский. Киев изображали и некоторые мастера круга «Мир искусства»: А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, В. Д. Фалилеев, чаще — Г. К. Лукомский («Андреевская церковь», «Киев. купола Михайловского монастыря»), В 1913 в Праге, в издательстве «Свет», вышел альбом видов Киева, созданных Н. Бура-чеком («Городской музей», «Университет»), Е. К. Вжещем («Вид на Днепр с откосов Царского сада»), В. М. Галимским («Памятник Богдану Хмельницкому», «Софийский собор», «Щекавицкое кладбище»), И. С. Ижакевичем («Киево-Печерская лавра», «Аскольдова могила», «Владимирская горка», «Спас на Берестове» и др.), А. Е. Романовым («Цепной мост на Днепре»), Б. А. Фельдманом («Памятник крещения Руси»), В. К. Козловским («Путь на Житомир») и др. 30 октября 1911 в киевск. городском музее открылась выставка картин норвежского художника Христиана Крона (пребывал в городе до 1914), который создал ряд полотен с видами Киева: «Флоровский монастырь», «Софийский собор», «Над Днепром», «В Киевской гавани» и др. В 1912–30 Н. И. Ивасюк создал первую тематич. картину об историческ. прошлом города — «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев». В предреволюционн. годы А. К. Богомазов пытался воссоздать (преим. в рисунках карандашом) образ Киева в плане новых худож. исканий. С победой Великой Октябрьской социалистич. революции в художественной летописи Киева открылись последующие главы. Новые черты в облике Киева, рождённые революцией и вооруж. борьбой нар. масс в защиту её завоеваний, впервые были запечатлены в массовых, агитационных формах искусства: худож. оформлении площадей и улиц к революционн. праздникам, в полит. плакате и графике. В 1919 Ю. Павлович зарисовал триумфальные арки и др. произведения монументальной пропаганды, сооружённые к первому празднованию в советск. Киеве 1 Мая. Г. И. Нарбут в двух произведениях графики показал архитектурн. памятники Киева (карикатура на «гетманщину» Скоропадского и «добровольческую армию» Деникина — «Пёс мочащий», где на втором плане изображена София Киевская; и начал. лист второго варианта «Украинской азбуки» — буква А с изображением здания Киевской академии, оба — 1919). В 1920 в Киеве издан плакат, на котором запечатлены разрушения, причинённые городу белополяками (взорванный ими Цепной мост и др.). В 20-х гг. украинск. графики и живописцы посвящали Киеву не только пейзажи, но и тематич. произведения о его прошлом, в частности революционном, и современн. жизни. Г. Светлицкий, продолжая писать лирические этюды старого Киева и его окраин («Десятинная церковь», «Никольская пустынь, берег», оба — 1926), создал картину «Переход богунцев через Днепр» (1928). А. И. Усачёв, исполнивший в 1927 ксилографию «Улица Киева», внёс архитектурн. мотивы в гравюры для путеводителя «Киев», изданного в 1930 под редакцией Ф. Л. Эрнста. Заставка была первой попыткой обогатить панораму Киева чертами индустриальн. города. В. И. Касиян, переехавший в 1927 из Праги в Киев. тогда же создал гравюры «Площадь Богдана Хмельницкого» и «Арсе-нальцы» (варианты последней: литография — 1939, офорт — 1947). Трудовую жизнь порта воссоздал И. И. Падалка в линогравюре «Киевские грузчики» (1926). Н. С. Самокиш посвятил картину «Въезд Богдана Хмельницкого в Киев в 1648 году» одной из ярчайших страниц историческ. прошлого города, всей Украины. В те годы A. К. Богомазов продолжал поиски, уже в живописи, нового пластического решения образа Киева, учитывая его своеобразный рельеф. В последующем десятилетии пейзажный раздел живописной и графич. летописи Киева пополнился новыми произведениями. B. Г. Кричевский, развивая тему древнего Киева, создал пейзажи «Лаврская типография» (1930) и др. А. С. Пащенко в 1936–37 исполнил первые цветные линогравюры своей «Киевской сюиты» («Фонтан в Первомайском саду», «Вид с Владимирской горки», «Лестница к Днепру», «Киевский университет», «Разлив на Днепре, Труханов остров» и др.), над которой продолжил работу в послевоенн. годы. А. А. Шовкуненко, переехавший в 1935 из Одессы в Киев. написал акварели «Улица Ленина у Оперного театра», «Улица Карла Маркса», «Вид на Днепр», «Вид на Подол», «Голо-сеев» и др. Новые черты облика Киева предстают в цикле пейзажей И. Н. Штильмана «Днепр одевается в гранит» (1937). К образу Киева впервые обратились украинск. художники театра [оформление спектакля по драме И. А. Кочерги «Песня о Свичке» («Свадьба Свички») Ф. Ф. Ниродом — в Театре им. М. Заньковецкой в Запорожье, Д. П. Овчаренко — в Укр. драм. театре в Донецке, оба — 1935; А. Г. Петрицким — спектаклей по драме А. Е. Корнейчука «Богдан Хмельницкий» в Киев. театре им. И. Франко, в Малом театре в Москве, оба • — 19391. В годы Великой Отечеств. войны образ Киева, олицетворённый в изображениях Софии Киевской и памятника Богдану Хмельницкому, предстал в плакатах рус. и украинск. художников: Д. А. Шмаринова «Слава освободителям Украины!», П. Д. Магнушевского «Слава освободителям Киева!», П. М. Супонина «Киев наш!», К. Г. Агнита-Следзевского «Под славным городом, под Киевом» (все — 1943), И. М. Кружкова «Вперёд, храбрые потомки Богдана!», В. Д. Фатальчука, О. И. Юнак «И Киев восстал из кровавой тьмы», В. Г. Литвиненко «Небеса над Киевом солнечны, бездонны...» (текст Т. Г. Масенко), В. И. Касияна «Украина свободна!» (все — 1944). Картины историческ. битвы за Киев воссозданы М. Б, Уманским в декорациях к спектаклю по драме Л. Д. Дмитерко «Крещатый яр» (первый вариант драмы «Генерал Ватутин») в Киев. театре им. И. Франко (1944). В освобождённом Киеве вернувшиеся из эвакуации украинск. художники А. А. Шовкуненко, К. Д. Трохнменко, М. Г. Дерегус, К. Н. Елева, А. С. Пащенко, И. Н. Плещинский, Т. Н. Яблонская, С. Б. От-рощенко, С. Ф. Шишко, В. Ф. Мироненко, Д. И. Безуглый, Б. Н. Пианида и другие с болью и гневом запечатлевали на полотнах, в рисунках карандашом и акварелью, в линогравюрах варварские разрушения, причинённые городу гитлеровцами, руины площадей и улиц, отдельных зданий, архитект. памятников ансамбля Киево-Печерской лавры (Успенского собора и др.). Е. Б. Сахновская создала цикл цветных автолитографий «Киев в 1944 г.». Любовью к родному городу, стойко вынесшему тяжёлые испытания, проникнуты лирические пейзажи: К. Д. Трохименко «Киев непобедимый»; И. Н. Штильмана «Владимирская горка осенью», «Старый Киев»; Г. П. Светлицкого «Дегтярёвская улица зимой»; Ф. 3. Коновалюка «Зима, Пушкинский парк», «Уголок Ботанического сада», «Весна в Голосеевском лесу»; Т. Н. Яблонской «В Шевченковском парке», «Бульвар Шевченко» (все — 1944); В. Г. Литвиненко «Памятник Т. Г. Шевченко в Киеве» (1945, одноим. линогравюра — 1954). Стали появляться тематич. картины, изображавшие бедственное положение киевлян в оккупированном городе (П. В. Жаров, «Запрещённая зона», 1945), его освобождение (И. С. Ижакевич, «Вступление Красной Армии в Киев в 1943 г.»; Н. Р. Попенко, «На могиле Н. Шолуденко», обе — 1945). Освобождению Украины и её столицы посвящен гобелен по картону Д. Н. Шавыкина (1944–45). Одновременно в живопись и графику входила тема восстановления Киева, возрождения в городе мирной трудовой жизни (И. Шти-льман, «Гавань, Киев», «Ледоход на Днепре»; Т. Яблонская, «На Крещатнке», все работы — 1944; И. А. Дайц, «Крещатик», из киевской серии «Начало восстановления»; К. Трохименко, «Сад мира», «Весна 1945 г.» 1945). Глава худож. летописи Киева, написанная в послевоен. годы, чрезвычайно разнообразна. Образ социалистич. Киева получил яркое отображение в различных видах и жанрах живописи, скульптуры и графики. Киевские пейзажи занимают важнейшее место в творчестве Н. П. Глущенко («Киевская осень», 1950; «Киевские каштаны», 1977), С. Ф. Шишко («Киев. мост Метро», «Улица Ленина», оба — 1967; «У памятника В. И. Ленину», 1969; «Киевское утро», «Русановка», оба — 1977; «Весной над Днепром», 1981, «Листопад», оба — 1982); В. Д. Чего-дара («Киев. парк Вечной Славы», 1978; «Город-сад», 1975–81; «Музей В. И. Ленина строится», 1981, и др.). Живописные окраины города писали и рисовали А. Шовкуненко («Разлив, Конча-Заспа», «Дубы, Конча-Заспа», «Вид на Днепр из Ботанического сада», все — 1954), С. А. Григорьев, В. И. Непийпиво, М. Б. Коган-Шац, Б. Н. Рапопорт и др. К числу лучших произведений А. Петрицкого относится пейзаж «Не сад — улица Киева» (1961). Новые жилые массивы города привлекают внимание Я. А. Ма-циевской («Новостройки Русанов-ки», 1967; «Вид на Чоколовку», «Утро, Зализничный район», оба — 1973; «Батыева гора», 1974, «Киев с Батыевой горы», 1982). М. Н. Романишин запечатлел новый Киев на полотнах «Строится мост на Оболонь». 1973; «Киев праздничный», 1976, «Майский Киев», 1982; Г. Г. Чернявский в некоторых произведениях цикла «Ульяновы на Украине» (1972–77) изобразил места, связанные с пребыванием в Киеве родных В. И. Ленина. Циклы акварелей и пастелей посвятили Киеву Г. Н. Вербицкий, В. Ф. Голованов, А. И. Губарев, Г. П. Полевой, М. М. Чепик и др. Киев. тематика нашла отражение в гобеленах Л. Е. Жоголь. Много лет над архитектурн. пейзажами старого и нового Киева работает Ю. И. Химич (серии «София Киевская», «Киево-Печерская лавра», «Выдубицкий монастырь», «Киев. Подол», «Киев сегодня»). Им также написаны интерьеры Софии Киевской и копии фресок храма. Произведения о Киеве и его людях создали художники из др. республик и городов Украины: А. С. Квасов, Р. С. Сурвилло (Москва), В. Е. Солнцев (Ленинград), В. С. Бухаров (Новосибирск), Г. Ф. Шутов (Витебск), Б. А. Поляков (Кишинёв), П. О. Малаян, В. Г. Саакян (Ереван), К. С. Сейфуллаев (Баку), Г. 3. Байматоз (Ташкент), 3. Е. Ке-цало, М. П. Откович (Львов) и др. Киев. его великое прошлое, рево-люц., ратные и трудовые традиции, его настоящее, люди, в том числе творцы новых жилых районов, архитектурн. ансамблей и зданий, нашли отражение в картинах: A. М. Лопухова «Киевские коммунары. Арсенальцы» (1956–60), B. А. Чеканюка «Арсенальцы» (1982), В. Г. Пузырькова «Киев. 1942 год» (1972–74), В. И. Одайника «Оболонь строится (Герой Социалистического Труда И. Бушма)» (1976), В. И. Рыжих «Гости Киева» (1977), «Осень в Киеве» (1980), В. А. Реунова «Строители» (1972), В. В. Бабенцова «Мой город» (1975), Д. 3. Шостака «Посвящение в арсенальцы» (1969), C. С. Каплана «Воздушная тревога. Киев. 1941» (1972), «Городская сюита» (1973), «Летний вечер. Дом художника» (1980), О. П. Слеты «Железобетон» (триптих, 1979–80) и др. Живописные уголки Киева — парки, сады, скверы органически вошли в поэтический строй жанровых картин Т. Яблонской «В парке» (1949), «Весна» (1950), «Над Днепром» (1954), «Зима в старом Киеве» (1978) и др. Панорама старого Киева составляет неотъемлемую часть образного решения картины К. Трохименко «Григорий Сковорода» (1960–66). В послевоен. годы тема Киева впервые нашла отражение в монументальной живописи (мозаики В. В. Мельниченко и А. Ф. Рыбачук в зданиях автовокзала, 1960–61; Дворца пионеров и школьников им. Н. А. Островского, 1963–69; С. Б. Отрощенко — в гостинице «Днепр», 1964; Н. А. Сторо-женко — в институте теор физики АН УССР, 1970), в монументально-декоративной и станковой скульптуре (рельеф «Восстание арсе-нальцев» в подземном вестибюле станции метрополитена «Арсенальная», скульпторы И. В. Макогон, А. В. Нименко, 1960; горельеф «Арсенальцы на баррикадах» на здании завода «Арсенал» им. В. И. Ленина, скульпторы Н. П. Ковтун, М. П. Короткевич, 1961; композиции И. П. Кавалеридзе «Ярослав Мудрый с моделью Софии Киевской») 1949; В. 3. Бородая «Основанию Киева», 1977–80). Киев. городской и архитектурн. пейзаж занял видное место в украинск. станковой графике. А. Пащенко, продолжая работу над цветными линогравюрами начатой в предвоенные годы «Киевской сюиты» («Брама Заборовского», 1945; «Площадь Богдана Хмельницкого», 1946; «Филиал Центрального музея В. И. Ленина в Киеве», 1947; «Государственный музей украинского искусства», 1952; «Новый Крещатик», «Набережная Днепра», обе — I960), создал альбомы «Государственный историко-культурный заповедник Киево-Печерская лавра» (1945), «Киев — Днепр» (1951), «Киевскаякомсомольская ГЭС» (1961–63). Воспитанники А. Пащенко составили вместе с учителем оригинальную киевск. школу цветной линогравюры, в которой преобладают пейзажи Киева [И. В. Батечко: серии «Памятники Киева», 1964; «Поэма о Киеве», 1965–78; гравюры для изданий о Софии Киевской, 1968–71; А. А. Бабкова: «Площадь Богдана Хмельницкого», 1954, варианты — 1955; 1965; «Октябрьский дворец культуры», 1955; «Днепровские дали», 1960; «Памятник арсенальцам», 1967; «Площадь Победы», 1978; Г. И. Гаркавенко: «Киев. Подол», 1956; «Днепр вечерний», 1959; «Станция метро „Университет"», 1964; «Здание Верховного Совета УССР», 1978; А. Ф. Фищенко: серия «Киев. Новое и старое» («Киевское солнце», «Огоньки», «Бульвар Леси Украинки» и др., 1958)]; серия «Киев современный» («Сумерки», «Новые ритмы», «На улице Ванды Василевской» и др. (1978–1983)]. Пейзажи Киева в рисунках, офортах, литографиях создали И. Н. Плещинский, П. Я. Куценко, В. Л. Бунов и др. Много произведений посвятил городу В. И. Лопата (серия линогравюр «Старый и новый Киев», 1972–80; «Государственный музей народной архитектуры и быта УССР», 1970). Киеву посвящены тематич. серии станковых гравюр и офортов: И. М. Селиванова «Арсенальцы» (1956–60); Г. В. Малакова «Киев. 1941–1945» (1961–65), «Киев в грозное время» (1967–68); Г. М. Уманского «Киев в Великой Отечественной войне» (1965), Б. Л. Тулина «Киев. Год 1982» (1982) и других. Всё более широко воплощается тема Киева в искусстве полит. плаката. Художники воспевают рево-люц. славу Киева (А. И. Семенко «Слава героям Январского восстания!», 1968), показывают его сегодняшний день (Л. И. Даценко, «Киев — город новоселий»; A. И. Семенко, «Город — герой, город — труженик»; оба — 1978), призывают трудящихся превратить столицу Украины в образцовый коммунистический город (В. С. Витер, «Всем киевлянам. Превратим Киев в образцовый город!»; Е. Л. Кудряшов, «Пусть сияет лучезарно чистотой наш город!»; Б. М. Бойко, «Городу-герою Киеву — образцовые жилые массивы!»; А. Бондар, «Будет так непременно: киевское — значит отлично!»; все — 1978). К 1500-летию Киева изданы плакаты В. И. Сокола «Как тебя не любить, Киев мой...», В. Г. Яланского «Милости просим!» (оба — 1981), Т. А. Ля-щука «Киев — город трудовой славы», «Столица Советской Украины» (1982), О. К. Терентьева «Киеву — 1500» (1982). Альбом эстампов киевских художников-графиков: «Киеву — 1500», «Киев древний — молодой», 1982 и др. Образ Киева нашёл отображение в книжной графике (Г. В. Якутович: гравюры к драмам И. А. Кочерги «Ярослав Мудрый» и «Свадьба Свички», 1963; рисунки к «Повести временных лет», 1976–1981); литографии Н. И. Компан-ца к комедии М. Старицкого «За двумя зайцами», 1964; офорты B. Н. Попова к романам П. А. За-гребельного «Диво» (1980) и «Пер-вомост» (1981) и др. К образу Киева продолжают обращаться художники театра и кино (оформление спектаклей по драме И. Кочерги «Ярослав Мудрый». Б В. Косаревым в Харьков., театре им. Т. Шевченко, 1946; М. С. Улановским — в Запорожском театре им. Н. Щорса, 1968; Д. Д. Лидером — в Киев. театре им. И. Франко, 1970; спектакля «Свадьба Свички» по драме И. Кочерги — Ф. Ф. Ниродом в Киев. театре им. И. Франко, 1959; оперы К. Ф. Данькевича «Богдан Хмельницкий» в Киев. театре оперы и балета им. Т. Шевченко: А. Петрицким — в 1951; А. В. Хвос-тенко-Хвостовым — в 1954; Ф. Ни-родом — во Львов, театре оперы и балета им. И. Франко, 1954; П. А Злочевским — в Одесском театре оперы и балета, 1954; А. В. Арефьевым — в Днепропетровском театре оперы и балета, 1976; В. Г. Меллером — спектакля по драме В. А. Суходольского «Арсенал» в Киевском театре им. И. Франко, 1956; Ф. Ниро-дом — одноим. оперы Г. И. Май-бороды в Киев. температуре оперы и балета им. Т. Шевченко, 1960; спектаклей по драме Л. Дмитерко «Генерал Ватутин»: В. Н. Греченко — в Харьков, театре им. Т. Шевченко, 1947; М. С. Улановским — в Киев. театре им. Леси Украинки, 1975; В. Ф. и Л. Н. Жилками — кинофильма «Ярослав Мудрый», 1981). 3) Музыкальные произведения о Киеве. Яркие страницы многовековой истории Киева и Киевской Руси нашли воплощение в творчестве многих композиторов, создавших самобытные произведения в разных жанрах. Одним из первых заинтересовался этой темой рус. композитор А. Н. Верстовский, написавший оперу «Аскольдова могила» (1835, либретто М. Н. Загоскина), которой з 1867 открылась Русская опера в Киеве. Впечатляющие картины быта Киевской Руси представлены в одном из лучших образцов рус. оперной классики — «Руслане и Людмиле» М. И. Глинки (1842, по одноим. поэме А. С. Пушкина) и в опере «Рогнеда» А. Н. Серова (1865). Киеву посвящены «Богатырские ворота в Киеве» М. П. Мусоргского («Картинки с выставки», 1874). Тема героич. борьбы восточн. славян против завоевателей и защиты рус. земли от половцев легли в основу оперы «Князь Игорь» А. П. Бородина (1890, либретто Бородина по «Слову о полку Игореве»). В Киеве, у стен Братского монастыря, разворачивается одна из сцен в операх «Тарас Бульба» Н. В. Лысенко (1890), «Осада Дубно» П. П. Сокальского (1878) — по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Киеву посвящают свои произведения и советск. композиторы. В разнообразных музыкальн. жанрах они воссоздают историческ. прошлое и воспевают жизнь современн. города. Героич. истории Киевской Руси посвящены эпич. опера «Золотой обруч» Б. Н. Лятошинского (1930, по повести И. Я. Франко «Захар Беркут»), оперы «Ярослав Мудрый», созданных по одноимённой драматич. поэме И. А. Кочерги Ю. С. Мейтусом (1972, либретто A. И. Васильевой) и Г. И. Май-бородой (1973, собств. либретто), а также оперы «Кирилл Кожемяка» Е. Е. Юцевича (1954, собств. либретто), «Вий» В. С. Губаренко (1980, либретто Л. Д. Михайлова и М. Р. Черкашиной). Дни борьбы за власть Советов в Киеве воссозданы в опере «Арсенал» Г. И. Майбороды (1960, либретто А. С. Левады и А. С. Ма-лышко). На киевск. тему написаны балеты — «За двумя зайцами» (1965, либретто В. Иванова по одноим. комедии М. П. Старицкого) и «Лыбедь» (1973, либретто B. А. Коротича) В. Б. Гомоляки, «Свадьба Свички» Ю. В. Знатокова (1972, либретто А. Н. Иго-шина и И. Н. Чернышёва), «Вий» П. А. Ладыженского (1977, либретто Т. Дубко по мотивам одноим. повести Н. В. Гоголя), «Ярославна» Б. И. Тищенко (1974), «Ольга» Е. Ф. Станковича (1982, либретто Ю. Г. Ильенко); музыкальн. комедии — «За двумя зайцами» В. П. Рождественского (1954, либретто С. И. Олейника по комедии М. П. Старицкого), «Владимирская горка» В. А. Лукашова (1959, либретто Д. А. Шевцова), «Каштаны Киева» О. А. Сандлера (1972, либретто Г. Д. Плоткина), «Легенда о Киеве» А. И. Била-ша (1982, либретто В. Быкова и В. Неборачко). На сюжет повести «Тарас Бульба» Н, Гоголя написаны одноим. балеты В. П. Соловьёвым-Седым (1940) и Р. М. Глиэром (1952). О Киеве созданы снмф., вокально-симф., хоровые, камерные, вокальные и инструмент, произведения. Среди них — симфонии А. Я. Штогаренко (4-я, «Киевская»), Л. Н. Колодуба (3-я, в стиле укп. барокко), В. А. Годзяцкого («София Киевская»), В. Г. Кикты («Фрески Софии Киевской» — концертная симфония для арфы с оркестром), симф. повесть «Слово о походе Игоря» В. П. Рыбальченко; симфонич. сюиты — В. Б. Гомоляки («Лыбедь», «Народный герой Кирилл Кожемяка»), И. Б. Драго («Силуэты родного города»), Ж. Е. Колодуб («Киевские лирические картины»); симф. поэмы — В. Гомоляки («В Киевском парке Вечной Славы»), И. Н. Хуторянского («Гимн городу-герою Киеву»). Созданы также сюита для оркестра нар. инструментов «Киевские эскизы» В. Д. Кирейко; 5-й квартет А. Д. Филипенко; сб. пьес для фортепьяно «Киевский альбом» Ю. Я. Ищенко; сюита для фортепьяно «Виды Киева» В. Д. Довженко; оратории «Киевская эпопея» С. С. Жданова, «И нареко-ша имя Киев» Л. Дычко, «Киевские фрески» И. Ф. Карабица, кантата «Ода Киеву» Б. В. Лысенко. Своеобразными музыкальн. эмблемами города стали песни П. И. Майбороды («Киевский вальс», «Белые каштаны», слова А. С. Малышко; «Песня о Днепре», слова Т. Г. Масенко) и И. Н. Шамо («Киев мой», слова Д. Е. Луценко). Среди авторов песен о Киеве: Н. К. Андриевская («Ты радость моя, Киев», слова В. В. Герасимова), А. И. Билаш («Киев — ты мой праздник», слова Б. И. Олейника; «Песня о Киеве», слова Д. В. Павлычко), Б. Н. Буевский («Киевское небо», слова В. Бескоровайного), Г. Я. Гембера («Песня молодёжи Киевщины», слова А. Я Ющенко), К. Ф. Дань-кеви" («На знамени Киева Ленина орден»), Е. Д. Дога («Вечный город», слова В. Лазарева), К. Я. Доминчен («Киевские мосты», слова А. И. Матейко), И. Б. Драго («Золотые ворота», слова И. И. Бароха, «Песнь о Киеве», слова В. П. Неберве), Н. В. Дремлюга («Город мой родной», слова А. Я. Ющенко, «Величественный город над Днепром», слова Д. Е. Луценко), М. С. Завалишина («Качайтесь, каштаны», слова С. Б. Капути-кян), Е. Н. Зубцов («Весенний Киев», слова Н. Ф. Сынгаивского), И. Ф. Карабиц («Песня о Киеве», слова В. В. Герасимова), В. Д. Кирейко («Золотые ворота», слова В. Л. Юхимовича; «Киевская колыбельная», слова Т. Мезенцевой), Л. В. Левитова («Славен Киев», слова В. М. Лагозы), A. А. Левицкий («Мы девчата из Киева», слова А. Е. Пашко), B. А. Лукашов («Огни Киева», слова О. И. Марунич), И. М. Лученок («Рассвет», слова В. Не-кляева), К. А. Мясков («Я люблю твои тихие заводи», слова B. В. Герасимова), В. Д. Подвала («Аскольдова могила» — дума для хора, слова В. В. Сосюры), C. С. Туликов («Москва — Киев», слова Н. Доризо), В. В. Тылик («Золотые ворота», слова Б. И. Олейника), А. Д. Филипенко («Днепровский вальс», слова Л. В. Забашты), В. А. Филипенко («Здравствуй, Киев», «Киеву — герою», обе — слова Л. Ревы, «За что я люблю тебя, Киев», слова А. Демиденко), Я. С. Цегляр («Когда зацветают каштаны», слова Н. А. Упеника). Песни о Киеве слагают и самодеят. композиторы; образ города запёчатлён в народно-поэтическом творчестве.



     
Замечание. При формировании перекрестных ссылок словоформы не анализируются.

Этот справочник советских времен в некотором смысле — антиквариат. В нем много интересного для историка, географа, топонимиста.



Новости партнёров.

03.09.2018. Пьяный студент устроил поножовщину в общежитии НАУ. В Киеве 17-летний первокурсник под действием алкоголя и наркотиков устроил резню в общежитии Национального авиационного университета... >>

03.09.2018. Памятник Конфуцию появился в Киеве. Памятник Конфуцию открыли на территории Национального технического университета “КПИ им. Игоря Сикорского... >>

16.07.2018. В Ледовом стадионе построят современные теннисные корты. В Киеве построят Национальный теннисный центр. Разместить новый спортивный комплекс планируют на базе Ледового стадиона, что напротив Киевского... >>

16.07.2018. В киевской квартире снимали интимное видео за деньги. В одной из квартир Шевченковского района столицы сотрудники полиции задержали организаторов порнобизнеса. Они снимали видео эротического характера... >>

16.07.2018. В киевской клинике репродуктивной медицины продавали чужих детей за границу. Генеральная прокуратура Украины сообщила о задержании киевского бизнесмена, который торговал детьми. Как сообщают в ГПУ, клиника репродуктивной... >>

16.07.2018. В Киеве закрыли фуникулёр. Одна из визитных карточек столицы Киевский фуникулер прервет свою работу более, чем на месяц. Отмечается, что фуникулер прекращает свою работу... >>

07.06.2018. Пляж “Пуща-Водица” отметили на международном уровне. Сегодня, 7 июня, на пляже «Пуща-Водица» состоялось торжественное поднятие «Голубого флага». «Надеюсь, что с годами все пляжи Оболонского района... >>

07.06.2018. На проспекте Победы кусок бетона упал на авто и сильно повредил руку водителю. Происшествие произошло на проспекте Победы. Кусок бетона, предположительно 40 на 40 см упал на ветровое стекло автомобиля Renault на место пассажира... >>

07.06.2018. Киевские учителя требуют погасить долги по зарплате. Работники общеобразовательных школ Украины готовы выйти на забастовку, если власть не выделит средства на выплату зарплат в полном объеме... >>

07.06.2018. И аэропорта “Киев” запустили новый рейс в Турцию. Турецкая Pegasus Airlines запускает новый рейс из Киева. Первые рейсы из аэропорта Киев в турецкий Измир запланированы на 9 июля... >>


Архив: 2013 2014 2015 2016 2017 2018.