PageRank

Гербы Киева

В начало





v ca6aka ladimir.kiev.ua

Фотогалерея



Православие, лад и мир. Орудия воина духа.
      


Гео-Киев




НАРОДНО-ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО О КИЕВЕ

Киев. Справочник: 
А Б В Г Д Е Ж З И І К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Народно-поэтическое творчество о Киеве. История Киева, различные события, происходившие в городе, жизнь и быт киевлян в разные историческ. периоды находили отражение в нар. устном поэтич. творчестве. Легенды и предания о древнем Киеве, дошедшие до нас из глубины веков, нередко создавались на мифологич. основе. В них упоминаются мифич. существа, различные фантастич. чудовища и волшебники, а в связи с ними — и некоторые местности Киева и его окрестностей: Лысая гора, где будто бы собирались злые духи; урочище Кожемяки, где легендарный герой Кирилл (или Никита) Кожемяка победил Змея, осаждавшего город; Змиевы валы, якобы пропаханные этим чудовищем, которого Кожемяка, укротив, впряг в плуг, и проч. Создавались также легенды и рассказы различной степени достоверности, отразившие подлинные события. Некоторые из этих произведений, имевшие относительно чётко выраженное фольклорное происхождение, попадали и на страницы древних киевск. летописей (напр., легенда о предсказанной волхвом-кудесником гибели киевского князя Олега от его же коня; на основе этой легенды А. С. Пушкин создал «Песнь о вещем Олеге»). Фольклорный характер носит также летописный рассказ о мужеств. поступке молодого киевлянина (в «Повести временных лет» приведён под 968). Воспользовавшись отсутствием киевск. князя Святослава и его дружины, печенеги осадили Киев. Мужеств., изобре-тательн. юноша-киевлянин, знавший язык печенегов, перехитрил осаждавших. Под видом печенега он ходил недалеко от Днепра с уздечкой, будто бы разыскивая своего коня. Под градом вражеских стрел киевлянин бросился в воду, переплыл Днепр и известил рус. воинов об осаде. Киев был спасён. На сюжет этого рассказа рус. художник А. И. Иванов создал историческ. картину «Подвиг молодого киевлянина», украинск. советск. писатель С. П. Плачинда написал рассказ «Юноша с уздечкой». Характерной особенностью нар. поэзии, распространённой в древнем Киеве, был героико-патриотич. пафос. Особенно ярко проявился он в устном творчестве периода расцвета Киевской Руси. Беззаветное служение родной земле, героич. защита её от врагов воспевались как высочайший гражданск. долг. В честь воинов-победителей создавались восторж. величальные песни — «славы»; Киев воспевался как осн. центр. оплот государственности русичей, а киевск. князь Владимир и его войско в устах певцов представали как надёжные её защитники. Эпико-героич. традиции этого творчества ярко проявились в поэме неизвестного автора 12 в. «Слово о полку Игореве». Величие и слава древнего Киева воспеты в былинном эпосе т. наз. Киев. цикла. Отовсюду — из Чернигова и Мурома, Ростова и Галича торопились рус. богатыри к Киеву, чтобы влиться в дружину киевск. князя и защищать родную землю от захватчиков. Даже в тех былинах, где разработаны чисто мифологич. сюжеты (напр., «Доб-рыня и Змей», «Добрыня и Маринка» и др.), героико-патриотич. направленность проявляется довольно выразительно. Расправа богатыря Добрыни над предательницей Маринкой воспринимается не как факт личной мести героя, а как благородный гражданск. поступок, вследствие которого Киев был очищен от нечисти. В былинном эпосе предстаёт целая галерея героич. образов мужеств. русичей — киевск. богатырей Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича, Дуная Ивановича, Ставра Годиновича, Соловья Будимировича и др., — мудрых, мужественных, рассудительных и благородных, отважно сражавшихся с врагами. Образы некоторых былинных героев вошли позднее в украинск. сказки и предания. Сохранилось немало преданий о героич. борьбе киевлян с нашествием орд Батыя в серед. 13 в. Хан Батый, разоривший Киев. в нар. легендах предстаёт в образе хищного, кровожадного, звероподобного «шелудивого Буняка». В легендах и преданиях об этом событии разрабатывался характерный эпич. мотив: опустошение Киева было столь велико, что город стал безлюдным, городск. развалины кишели зверьём, а в Софийской церкви якобы устроила своё логовище львица и принесла там львят. Во многих нар. легендах и преданиях о Киеве отображены также быт, нравы, интересные события в жизни города, порядки в различных ремесл. цехах. Представляет интерес предание о характерном обычае в средневековом Киеве — давать девушке разрешение на брак с любимым, попавшим в немилость, лишь при условии, что она пронесёт в ненастье зажжённую свечу к жилищу своего избранника. Это предание использовал украинск. драматург И. А. Кочерга, создав драм. поэму «Свадьба Свечки». Интересное предание о запорожцах, прибывавших на склоне лег в Киев «прощаться с миром» (перед тем, как постричься в монахи), записал ог Т. Шевченко и опубликовал П. Кулиш. Это предание использовано самим Т. Шевченко при написании поэмы «Палий». Существует множество преданий о происхождении названий различных местностей Киева и его окраин (Голосеев, Лукьяновка), рек (Почайна, Лыбедь), которые записал из уст нар. сказителя («старого Кирилла») и затем опубликовал И. Трусевич. Кирилл поведал две версии легенды о происхождении названия «Голосеев». Согласно первой из них, в этой местности население Киева избирало князя («голосовало», т. е. подавало голос за или против него); по другой версии, некогда здесь жил разбойник Голубь, который, надеясь сломить сопротивление приглянувшейся ему девушки, бросил её в подземелье, откуда доносились «голосіння» — рыдания несчастной. Интересна легенда о происхождении р. Лыбедь и её названия. Лыбедь, сестра первых киевск. князей, была очень капризной: высмеивала всех сватавшихся к ней рыцарей и гнала их прочь. Но когда те перестали свататься к ней, загрустила. Она выстроила дом на горе и жила там в одиночестве, проливая слёзы. Гору, на которой стоял дом Лыбеди, стали называть Девичьей (Девичь-гора), а образовавшуюся из её слез реку — Лыбедью. Нар. сказитель сообщил также предание о трёх киевск. князьях — Скавике, Чикирде и Лукьяне. В междоусобной борьбе Лукьян победил и стал владеть всем Киевом. Он со своей дружиной руководил в той местности, которую впоследствии назвали Лукьяновкой. Значит. распространение получили рассказы и воспоминания о пребывании в Киеве многих деятелей украинск. культуры (Т. Шевченко, И. Франко, Леси Украинки, Марко Вовчок, М. Заньковецкой и др.), участников рево-люц. движения (П. Запорожца, семьи Ульяновых). Во многих воспоминаниях отражены события времён революционн. борьбы киевск. пролетариата, рассказывается о революционн. выступлениях студентов во время первой русской революции 1906–07 гг. В устном нар. творчестве воспеты события, происходившие в Киеве в период Великой Октябрьской социалистич. революции и граждан, войны (песни о Н. Щорсе, В. Боженко, о богун-цах и др.). В 20-х гг., после победы Великого Октября, среди комсомольцев железнодорожн. мастерских города возникла и распространилась далеко за пределами республики песня «Наш паровоз, вперёд лети!», правдиво отобразившая настроения, боевой тыл, трудовой порыв молодёжи. В 30-х гг. пользовалась популярностью песня о героич. борьбе рабочих киевск. завода «Арсенал» в годы гражданск. войны. Во многих песнях, легендах и преданиях отражены события, происходившие в Киеве в период Великой Отечеств. войны (борьба подпольщиков против ненавистного врага, героика защитников и освободителей города).



     
Замечание. При формировании перекрестных ссылок словоформы не анализируются.

Этот справочник советских времен в некотором смысле — антиквариат. В нем много интересного для историка, географа, топонимиста.



Новости партнёров.

03.09.2018. Пьяный студент устроил поножовщину в общежитии НАУ. В Киеве 17-летний первокурсник под действием алкоголя и наркотиков устроил резню в общежитии Национального авиационного университета... >>

03.09.2018. Памятник Конфуцию появился в Киеве. Памятник Конфуцию открыли на территории Национального технического университета “КПИ им. Игоря Сикорского... >>

16.07.2018. В Ледовом стадионе построят современные теннисные корты. В Киеве построят Национальный теннисный центр. Разместить новый спортивный комплекс планируют на базе Ледового стадиона, что напротив Киевского... >>

16.07.2018. В киевской квартире снимали интимное видео за деньги. В одной из квартир Шевченковского района столицы сотрудники полиции задержали организаторов порнобизнеса. Они снимали видео эротического характера... >>

16.07.2018. В киевской клинике репродуктивной медицины продавали чужих детей за границу. Генеральная прокуратура Украины сообщила о задержании киевского бизнесмена, который торговал детьми. Как сообщают в ГПУ, клиника репродуктивной... >>

16.07.2018. В Киеве закрыли фуникулёр. Одна из визитных карточек столицы Киевский фуникулер прервет свою работу более, чем на месяц. Отмечается, что фуникулер прекращает свою работу... >>

07.06.2018. Пляж “Пуща-Водица” отметили на международном уровне. Сегодня, 7 июня, на пляже «Пуща-Водица» состоялось торжественное поднятие «Голубого флага». «Надеюсь, что с годами все пляжи Оболонского района... >>

07.06.2018. На проспекте Победы кусок бетона упал на авто и сильно повредил руку водителю. Происшествие произошло на проспекте Победы. Кусок бетона, предположительно 40 на 40 см упал на ветровое стекло автомобиля Renault на место пассажира... >>

07.06.2018. Киевские учителя требуют погасить долги по зарплате. Работники общеобразовательных школ Украины готовы выйти на забастовку, если власть не выделит средства на выплату зарплат в полном объеме... >>

07.06.2018. И аэропорта “Киев” запустили новый рейс в Турцию. Турецкая Pegasus Airlines запускает новый рейс из Киева. Первые рейсы из аэропорта Киев в турецкий Измир запланированы на 9 июля... >>


Архив: 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019.